Проект концепции ЕИОС

Проект

 

КОНЦЕПЦИЯ
развития Единой информационной образовательной среды
в Мурманской области
на 20142020 годы

I.   Общие положения
II.  Основные предпосылки разработки Концепции
III.   Современное состояние ЕИОС в Мурманской области
IV.   Основные цели, задачи и основные направления развития ЕИОС в Мурманской области
V. Назначение и основные направления функционирования ЕИОС в Мурманской области
VI.   Архитектура ЕИОС в Мурманской области
VII. Ресурсное обеспечение развития ЕИОС в Мурманской области
VIII.Ожидаемые результаты реализации Концепции
IX.   Управление реализацией Концепции

Общие положения

 Настоящая концепция развития Единой информационной образовательной среды Мурманской области на 2014–2020 годы (далее – Концепция) определяет единый подход к функционированию, созданию и развитию информационных образовательных сред и систем, их обеспечивающих, основные принципы и подходы, на основе которых планируются и реализуются отдельные мероприятия и комплексы мероприятий по информатизации образования, в том числе соответствующие разделы государственных программ Мурманской области «Развитие образования», «Информационное общество», программы развития образования в муниципальных образованиях Мурманской области, программы информатизации образовательных организаций.
Государственная политика Правительства Мурманской области по организации и координации работ в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в системе образования региона направлена на развитие Единой информационной образовательной среды (далее – ЕИОС) в Мурманской области как составной части ЕИОС в Российской Федерации. Построение и наполнение этой среды должно быть направлено на реализацию государственной политики в сфере региональной информатизации в соответствии с задачами модернизации государственного управления и социально-экономического развития Мурманской области.
Действие Концепции распространяется на отношения в сфере использования образовательными организациями Мурманской области ИКТ, обеспечения их информационного взаимодействия с населением, общественностью, бизнесом, органами местного самоуправления, органами государственной власти.
В Концепции определяются цели, задачи, основные направления функционирования, архитектура и результаты развития ЕИОС в Мурманской области.
В тексте Концепции используются следующие термины:
автоматизация управленческой деятельности – формирование на базе ЕИОС возможности администрирования деятельности образовательной организации, ведение документации, формирование отчетности об общехозяйственной, финансово-экономической деятельности образовательных организаций;
автоматизация образовательной деятельности – формирование на основе ЕИОС и общей информационной образовательной системы информационно-технологических решений стандартизованных операций деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений, отдельных электронных ресурсов и сервисов;
ЕИОС – совокупность информационных образовательных решений, основанных на общих правилах и подходах Концепции, способствующих созданию условий успешной реализации целей Федеральных и иных государственных образовательных стандартов и Федеральных и иных государственных требований к образовательным программам и услугам, обновления форм, средств, технологий и методов реализации образовательных программ и услуг, преподавания учебных дисциплин и распространения знаний, расширения доступности качественного образования;
информационное общество – общество, характеризующееся высоким уровнем развития ИКТ и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом, общественностью и органами государственной власти, органами местного самоуправления, образовательными организациями;
информационная образовательная среда – это система педагогических условий и аппаратно-программных средств, способствующих информационному взаимодействию между субъектами образовательного процесса;
информатизация образования – широкое использование в процессе образования (обучения и воспитания) информационных образовательных систем и элементов электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, методов сбора, обработки, передачи и хранения информации в системе образования на базе передовых информационных сервисов, создание и использование единой информационной образовательной среды;
информационные сервисы – сервисы, основанные на ИКТ, для построения процессов и подключения конечных пользователей;
информационная коммуникационная технологическая инфраструктура (далее – ИКТ-инфраструктура) – это совокупность ИКТ и инструментов доступа к различным информационным источникам, базам данных и базам знаний (электронным, печатным, инструментальным, кадровым), другим элементам ЕИОС в целях образования;
облачная технология (вычисления) – это инфраструктура, предназначенная для обеспечения повсеместного доступа, с использованием сети Интернет, к устройствам хранения данных, приложениям и сервисам;
сервисы в системе образования – сервисы, основанные на ИКТ-инфраструктуре, облачных технологиях, для построения процессов и включения в ЕИОС конечных пользователей;
электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР) – материалы, изготовленные и используемые в образовательном процессе в рамках ЕИОС в порядке, установленном Минобрнауки Российской Федерации, и для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Нормативной правовой основой реализации Концепции являются:   
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Закон Мурманской области от 28.06.2013 № 1649-01-ЗМО «Об образовании в Мурманской области»;
– Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ от 07.02.2008 № Пр-212);
– Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 гг.)» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р);
– Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р);
–  Концепция развития Единой информационной образовательной среды в Российской Федерации (одобрена на заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления 11 июня 2013 г. протокол №5 http://210fz.ru/mdx/index.php?id=72) и утверждена министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым);
– Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61);
– Государственная программа Мурманской области «Развитие образования» (утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 568-ПП);
– Государственная программа Мурманской области «Информационное общество» (утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 573-ПП).
В основу Концепции положена Стратегия развития информационного общества  в Российской Федерации, в том числе ее задачи:
– обеспечение гарантии свободного доступа граждан к информации – важнейшая задача государства;
– внедрение высоких технологий, том числе  ИКТ;
–  ускорение развития ИКТ, в том числе посредством совместных усилий органов власти всех уровней, бизнеса, гражданского общества.
Концепция планируется к реализации в 2014–2020 годах в системе образования Мурманской области.

Основные предпосылки разработки Концепции

В целях подготовки детей и молодежи к жизни в современном информационном обществе необходимо развитие ЕИОС в Мурманской области, позволяющей формировать у обучающихся ИКТ-компетенции, современные взгляды на жизнь в условиях всеобщей доступности информации, понимание информационных технологий как неотъемлемой составляющей своей повседневной жизни.
Основными предпосылками разработки Концепции являются необходимость реализации полномочий субъекта РФ, определенных Концепцией развития ЕИОС в Российской Федерации; предшествующий многолетний опыт работы образовательных организаций Мурманской области в сфере информатизации образования;  необходимость развития и дальнейшего централизованного регионального регулирования ЕИОС в Мурманской области.
В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация системы образования. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Интенсивное развитие системы образования на основе использования ИКТ становится важнейшим региональным приоритетом.
В Мурманской области созданы основы для реализации Концепции: обеспечены нормативное правовое регулирование вопросов информатизации, бесперебойный доступ образовательных организаций к ресурсам сети Интернет, целенаправленно осуществляется оснащение образовательных организаций современным оборудованием, создана система повышения квалификации педагогических работников, реализована Концепция внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных организациях Мурманской области «Электронная школа Мурманской области» на 2011–2013 годы», утвержденная постановлением Правительства МО от 24.06.2011 №315-ПП, в образовательных организациях реализованы многочисленные ИКТ-проекты.
Назрела необходимость разработки подходов, позволяющих все компоненты образовательной среды свести в единую и непротиворечивую систему, решать задачи формирования ИКТ-инфраструктуры системы образования, повышения эффективности и качества управления на основе внедрения современных ИКТ.
Развитие ЕИОС приведет к удовлетворению потребностей субъектов образовательного процесса в оперативном получении информации о текущих параметрах и результатах процесса обучения, об обеспечении непрерывного контроля качества образования.

Современное состояние ЕИОС в Мурманской области

В регионе накоплен положительный опыт внедрения ИКТ в образовательных организациях и создания ЕИОС.
За последние 3 года в системе образования Мурманской области отмечается положительная динамика информатизации образования.
В значительной степени этому способствовали: Комплекс мер по модернизации общего образования и повышению заработной платы учителей в Мурманской области, Концепция внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных  учреждениях Мурманской области «Электронная школа Мурманской области» на 2011–2013 годы», утвержденная постановлением Правительства МО от 24.06.2011 №315-ПП, реализация мероприятий по информатизации образования, включенных в долгосрочные целевые программы: «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Мурманской области» на 2012–2015 годы,  «Развитие образования Мурманской области» на 2012–2015 годы.
Образовательные организации обеспечены современными средствами информатизации. До 6,8 человек уменьшилось количество учащихся общеобразовательных организаций (далее – ОО), приходящихся на 1 персональный компьютер (2011 г. – 11 учащихся на 1 ПК) и до 8,3 человек – в профессиональных образовательных организациях (далее – ППО) (2011 г. – 9,7 студентов на 1 ПК). Оборудование видеоконференцсвязи имеется в 32,4% ОО (2011 г. – 22,8%) и 21% – в ППО, поливалентные залы – в 17,6% ОО (2011 г. – 3,6%) и 15,8% – ППО, средняя обеспеченность интерактивными досками составляет 7,9 шт. на 1 ОО (2011 год – 2,4 шт. на 1 ОО) и 3,4 шт. на 1 ППО. 97,2% ОО и 63,2% ППО имеют единые локальные вычислительные сети. 100% ОО, ППО, 94,6% дошкольных образовательных организаций и 98,5% организаций дополнительного образования обеспечены доступом в сеть Интернет. К сети Интернет подключены 83,3% ПК ОО и 74% ПК ППО. Наличие доступа к ресурсам сети Интернет в общеобразовательных организациях создало условия для применения дистанционных образовательных технологий. Так, доля учащихся 5–11 классов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, выросла с 2011 года в 2,2 раза и составляет 37,5%.
Несмотря на ежегодное увеличение скорости доступа образовательных организаций к ресурсам сети Интернет, ее недостаточно для широкого внедрения ЭОР, автоматизированных информационных систем, применения электронного обучения (далее – ЭО) и дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ). Только 71% ОО и 64,7% ППО подключены к сети Интернет на скорости более 2 Мбит/с. Доля образовательных организаций, в которых сформирована высокотехнологичная среда для применения ЭО и ДОТ составляет 55,8%. Остается нерешенной задача внедрения систем видеоконференцсвязи в профессиональных образовательных организациях. Все образовательные организации имеют официальные сайты. С 2008 года в регионе функционирует образовательный портал Мурманской области, с 2012 года – региональное хранилище цифровых образовательных ресурсов. 100% первоочередных услуг в системе образования переведены в электронный вид, используются автоматизированные информационные системы «Электронный детский сад», «Электронная школа», «Электронное УСПО». Появились эффективные модели внедрения ИКТ в образовательный процесс образовательных организаций.
Доля учителей, систематически использующих ИКТ в образовательном процессе, – 92,5%. Доля работников общеобразовательных учреждений, имеющих базовые навыки использования ИКТ, – 95%. В течение последних 3 лет повысили свою квалификацию 444 административных работника и 6266 педагогических работников общеобразовательных организаций. Сертификацию компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности прошли 1325 педагогических работников.      В образовательных организациях Мурманской области реализуются инновационные проекты по информатизации образования («Электронный журнал и электронные дневники как средство интерактивного взаимодействия всех участников образовательных отношений в начальной школе», «Создание защищенной образовательной сети Мурманской области», «Intel: Обучение для будущего», «Майкрософт «Академия учителей» и др.). Несмотря на достигнутые результаты в области информатизации образования, имеются проблемы, требующие комплексного решения:

  • недостаточная разработанность нормативно-правового обеспечения применения ЭО и ДОТ, оказания государственных и муниципальных услуг в системе образования в электронном виде;
  • слабая развитость информационных каналов оперативного управления образованием;
  • недостаточная оснащенность образовательных организаций современными ЭОР;
  • разрозненность информационных образовательных систем, информатизации и автоматизации образования, ЭОР;
  • недостаточно эффективное использование имеющихся средств информатизации в образовательном процессе и управлении образовательных организаций;
  • низкий уровень использования ЭО и ДОТ;
  • недостаток специалистов в области ИКТ в сельских и удаленных общеобразовательных организациях;

Таким образом, в Мурманской области есть обоснованная потребность и реальные предпосылки для развития ЕИОС Мурманской области.

 Основные цели, задачи и основные направления развития ЕИОС в Мурманской области

Основная (стратегическая) цель развития ЕИОС – обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства, социального и материального положения семей обучающихся, самих обучающихся и состояния их здоровья, а также обеспечение максимально равной доступности образовательных программ и услуг дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования путем установления для всех участников информационного образовательного взаимодействия.
Для развития ЕИОС необходимо достичь основных целей и решить представленные задачи.
Цель 1. Повышение доступности качественного образования за счет применения ЭО и ДОТ.
Задача 1. Совершенствование условий для обеспечения доступности качественного образования за счет применения ЭО и ДОТ.
Основные мероприятия задачи 1:

  • Формирование современной ИКТ-инфраструктуры системы образования Мурманской области.
  • Разработка нормативной правовой базы, регулирующей организационно-правовые аспекты создания и функционирования ЕИОС, использования ЭО и ДОТ.
  • Создание сервисов и ресурсов для применения ЭО и ДОТ.
  • Разработка образовательного контента в соответствии с разработанными стандартами (требованиями): ЭОР, УМК.
  • Формирование фондов (ресурсов) региональной электронной библиотеки, регионального хранилища цифровых образовательных ресурсов.
  • Создание образовательных сервисов и ресурсов, тренажеров и симуляторов для отработки профессиональных навыков в электронной интерактивной среде, виртуальных инструкций, групповых тренажеров.
  • Использование инженерных систем быстрого прототипирования, сканирования и трехмерной печати.
  • Использование сервисов и ресурсов ЕИОС в образовательной деятельности образовательных организаций.
  • Создание интернет-портала «Дистанционное образование в Мурманской области».

Достигаемые показатели и индикаторы:

  • Доля обучающихся образовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с современными требованиями к условиям обучения, в общей численности обучающихся: около 90%.
  • Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального, основного, среднего общего и среднего профессионального образования (в том числе с использованием ДОТ), в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях: более 70%.
  • Доля образовательных организаций, подключенных к электронным библиотекам различного уровня, от общей численности образовательных организаций: более 70%.

                           
Задача 2. Предоставление возможности учащимся выбора профиля обучения и индивидуальной образовательной траектории освоения образовательной программы.
Основные мероприятия задачи 2:

  • Разработка и внедрение моделей ЭО.
  • Создание информационной базы для выбора образовательных программ общего образования и общеобразовательных организаций обучающимися и их семьями.
  • Создание ресурсов электронных библиотек.
  • Развитие регионального информационного интернет-портала профориентации.

Достигаемые показатели и индикаторы:

  • Доля выпускников 9 классов, которым предоставлена возможность выбора профиля обучения, в том числе с применением ЭО и ДОТ, в общеобразовательных организациях, в общей численности выпускников 9 классов: 100%.

Задача 3. Использование возможностей ЭО и ДОТ для оказания образовательных услуг обучающимся с высоким уровнем мотивации к обучению.
Основные мероприятия задачи 3:

  • Создание регионального информационно-образовательного интернет-портала «Одаренные дети» для обучающихся, их родителей и педагогов.
  • Создание системы поддержки сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся.
  • Разработка базы данных о ресурсах по региональным олимпиадам для студентов.
  • Создание системы баз данных о ресурсах виртуальных экскурсий и приложений.
  • Создание системы информирования о ресурсах поддержки проектной деятельности.
  • Создание базы данных о ресурсах по обучению робототехнике.
  • Создание дистанционных центров исследовательской, изобретательской, научно-технической и конструкторской деятельности обучающихся.
  • Формирование социально-культурной среды для развития и социализации (виртуальные музеи науки и техники, искусства и др.).

Достигаемые показатели и индикаторы:

  • Доля учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся с применением ЭО и ДОТ: 20%.
  • Доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся с применением ЭО и ДОТ: 10%.
  • Доля учащихся организаций дополнительного образования обучающихся с применением ЭО и ДОТ: 10%.

Задача 4. Формирование информационной среды дополнительного профессионального образования.

Основные мероприятия задачи 4:

  • Создание регионального информационно-образовательного интернет-портала по дополнительному профессиональному образованию, в том числе с функцией сбора и анализа информации об индивидуальных профессиональных достижениях педагогических работников.
  • Разработка моделей интеграции систем дополнительного профессионального образования и аттестации педагогических работников с применением ИКТ.
  • Обобщение и распространение передовых педагогических практик и опыта лучших педагогических работников - авторов электронного образовательного контента и публикация его в Региональном хранилище цифровых образовательных ресурсов.
  • Разработка системы мер по интеграции Регионального хранилища цифровых образовательных ресурсов и ЕИОС.

     Достигаемые показатели и индикаторы:

  • Доля педагогических работников, получающих информацию о дополнительном профессиональном образовании: 100%.
  • Доля педагогических работников, участвующих в работе профессиональных сетевых сообществ и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, в общей численности педагогических работников: 15%.

Задача 5. Использование средств ЭО, ДОТ для получения гражданами профессионального образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки на протяжении всей трудовой жизни.

Основные мероприятия задачи 5:

  • Создание баз данных для выбора дополнительных профессиональных программ, образовательных программ среднего профессионального образования.
  • Внедрение ЭО и ДОТ в организации дополнительного профессионального образования и профессиональные образовательные организации.
  • Создание высокотехнологичной среды в профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного профессионального образования.

Достигаемые показатели и индикаторы:

  • Доля профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, реализующих ЭО и ДОТ: 50%.
  • Доля профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, в которых создана высокотехнологичная среда для применения ЭО и ДОТ: 100%.

Цель 2. Интеграция информационно-образовательных систем Министерства образования и науки Мурманской области, муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций.

Задача 6. Развитие архитектуры региональной ЕИОС и ее интеграция с федеральной ЕИОС.

Основные мероприятия задачи 6:

  • Проектирование архитектуры региональной ЕИОС.
  • Разработка типовых решений для образовательных организаций для интеграции в ЕИОС.
  • Разработка и внедрение программно-технических решений, обеспечивающих автоматизацию процедур сбора, обработки, хранения и представления информации.
  • Разработка требований к программным и информационным компонентам, протоколам обмена данными, аппаратным средствам, базам данных, базам знаний, характеристикам компонент и интерфейсов.
  • Создание и развитие единой защищенной образовательной сети Мурманской области.
  • Обеспечение интеграции региональных образовательных ресурсов с ЕИОС в Российской Федерации.

Достигаемые показатели и индикаторы:

  • ЕИОС в Мурманской области интегрирована с ЕИОС в Российской Федерации.
  • 100% образовательных организаций, муниципальных органов управления образованием подключены к ЕИОС в Мурманской области.

Задача 7. Автоматизация управленческой деятельности в образовательных организациях.
Основные мероприятия задачи 7:

  • Эксплуатация базовых информационных систем «Электронный детский сад», «Электронная школа», «Электронное УСПО».
  • Создание и внедрение системы электронного документооборота и регламентированной отчетности для образовательных организаций.
  • Внедрение программно-технических решений, обеспечивающих автоматизацию процедур сбора, обработки, хранения и предоставления информации. Формирование отчетности на базе ЕОИС об образовательной, финансово-экономической и иной деятельности образовательных организаций.
  • Обеспечение доступа обучающихся, педагогических работников и родителей, зарегистрированных пользователей, к сервисам и ресурсам ЕИОС.
  • Обеспечение управления образовательным процессом с использованием сервисов ЕИОС.

Достигаемые показатели и индикаторы:

  • Доля образовательных организаций, использующих информационные системы для управленческой деятельности: 100%.

 

Задача 8. Повышение информационной открытости и прозрачности системы образования.

Основные мероприятия задачи 8:

  • Модернизация сайтов образовательных организаций.
  • Создание сервисов для информирования граждан, общественности, бизнес-сообществ об образовательных услугах.
  • Обеспечение проведения интернет трансляций и авторизованного обсуждения открытых уроков, родительских собраний, конференций, совещаний.
  • Осуществление работ по обеспечению развития и надежного функционирования ИКТ-инфраструктуры и официальных сайтов образовательных организаций, обеспечение развития и доступа к электронным учебно-методическим и научным ресурсам.

Достигаемые показатели и индикаторы:

  • 100 процентов граждан, имеющих доступ в сеть Интернет, смогут получать электронную информацию о деятельности образовательных организаций и качестве предоставляемых ими образовательных услуг.
  • Доля семей, имеющих возможность оперативно в электронном виде получать информацию об успеваемости своих детей, в общей численности семей, имеющих детей, обучающихся в образовательных организациях: 100% родителей (обучающихся), имеющих доступ в сеть Интернет.

Задача 9. Обеспечение учета детей, обучающихся в дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях.
Основные мероприятия задачи 9:

  • Интеграция базовых информационных ресурсов Мурманской области «Электронный детский сад», «Электронная школа», «Электронное УСПО» с федеральными информационными системами учета детей, обучающихся в дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях.
  • Внедрение информационных систем учета данных детей, обучающихся в организациях дополнительного образования.

Достигаемые показатели и индикаторы:

  • В 100% образовательных организаций для учета обучающихся используются информационные системы, интегрированные с федеральными информационными системами.

Назначение и основные направления функционирования ЕИОС            Мурманской области

В системе образования Мурманской области функционирует 176 общеобразовательных организаций, 286 дошкольных образовательных организаций, 20 профессиональных образовательных организаций, 63  организации дополнительного образования и 1 организация дополнительного профессионального образования.
С целью выработки единой государственной политики в сфере использования ИКТ в системе образования региона, Концепция ЕИОС в Мурманской области предполагает ее реализацию с учетом положений Концепции ЕИОС в Российской Федерации на трех базовых уровнях: институциональном, региональном, муниципальном уровнях управления.
Назначение ЕИОС – предоставление современных ЭОР, информационных сервисов, информационных систем и технологий обучения и воспитания;  создание условий для обновления форм, средств, технологий и методов реализации образовательных программ и услуг, преподавания учебных дисциплин и распространения знаний;  совершенствование условий для применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
ЕИОС в Мурманской области позволит существенно ускорить освоение педагогами новых образовательных технологий, обеспечит доступность современных программ обучения и дидактических материалов, мастер-классов и лучших практик образования для всех обучающихся сразу, независимо от местонахождения, способностей,  возможностей.
Основными направлениями функционирования ЕИОС в Мурманской области являются:
на региональном уровне:

  • разработка и реализация региональной программы развития ЕИОС;
  • функциональное обеспечение регионального уровня ЕИОС;
  • формирование и ведение региональной ЕИОС, баз данных и баз знаний в системе образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение повышения квалификации педагогических и руководящих работников по проблемам развития ЕИОС;
  • обеспечение администрирования ЕИОС;
  • обеспечение возможности подключения сервисов работодателей к ЕИОС для реализации задач профориентации и самореализации молодежи;
  • обеспечение доступа образовательных организаций и других заинтересованных лиц к ЕИОС;
  • развитие региональной системы тьюторства по информатизации образования;
  • надзор и контроль сформированной в ЕИОС отчетности об образовательной, финансово-экономической и иной деятельности образовательных организаций;

 на муниципальном уровне:

  • разработка и реализация муниципальных программ развития ЕИОС;
  • функциональное обеспечение муниципального уровня ЕИОС;
  • обеспечение условий предоставления первоочередных муниципальных услуг и сервисов в системе образования с использованием ИКТ;
  • разработка и внедрение комплексных решений по автоматизации процессов управления и сбора информации на муниципальном уровне с последующей интеграцией на более высоких уровнях;
  • создание и развитие муниципальных служб информатизации образования, обеспечивающих стандартизацию, унификацию и совместимость отдельных решений на муниципальном уровне;
  • развитие муниципальной системы  тьюторства по информатизации образования;
  • надзор и контроль сформированной в ЕИОС отчетности об образовательной, финансово-экономической и иной деятельности образовательных организаций;

на институциональном уровне:

  • развитие ИКТ-инфраструктуры образовательной организации;
  • создание и развитие служб информатизации образовательной организации, обеспечивающих стандартизацию, унификацию и совместимость отдельных решений на уровне образовательных организаций в рамках Концепции;
  • обеспечение условий предоставления первоочередных государственных и муниципальных услуг и сервисов в системе образования с использованием ИКТ;
  • разработка и внедрение комплексных решений по автоматизации процессов управления и сбора информации на уровне образовательной организации с последующей интеграцией на более высоких уровнях;
  • модернизация информационной среды образовательной организации с использованием ИКТ, включение информационных ресурсов, информационных технологий и поддерживающих их образовательных технологий в образовательный процесс;
  • использование сервисов и ресурсов ЕИОС в Мурманской области в образовательных организациях;
  • обеспечение доступа обучающихся, их родителей, педагогических работников, зарегистрированных пользователей к сервисам и ресурсам ЕИОС;
  • обеспечение управления образовательным процессом в образовательных организациях, используя сервисы ЕИОС;
  • создание необходимых условий для повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников с использованием ресурсов ЕИОС;
  • формирование отчетности, на базе ЕИОС, отчетности об образовательной,  финансово-экономической и иной деятельности образовательных организаций;
  • приоритетная поддержка деятельности по созданию и развитию информационных центров, центров информационных технологий структурных подразделений образовательных организаций, эффективно внедряющих ИКТ;
  • использование ЕИОС образовательной организации для удовлетворения информационных потребностей всех участников образовательных отношений;
  • внедрение ИКТ в управленческую деятельность образовательных организаций;
  • обеспечение тьюторской поддержки освоения обучающимися образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • формирование ИКТ-компетентности в новой информационной среде образовательной организации.

 Архитектура ЕИОС в Мурманской области

Региональный сегмент архитектуры ЕИОС строится на единой, централизованной программно-аппаратной платформе, обеспечивающей использование электронных ресурсов и сервисов для образовательного процесса, эффективную социализацию обучающихся и удовлетворение образовательных потребностей участников образовательных отношений, охватывает всех участников образовательных отношений и других заинтересованных лиц.
Архитектура регионального сегмента обеспечивает интеграцию, стандартизацию и унификацию функций для обеспечения решения задач и достижения целей образования.
Общим архитектурным принципом реализации регионального сегмента ЕИОС является стандартизация информационной образовательной среды для создания образовательных сервисов и площадок взаимодействия участников образовательных отношений, сокращения сроков запуска образовательных ресурсов, формирования качественных образовательных ресурсов, обеспечения безопасности использования и сокращения, быстрого поиска необходимой информации для образоват